ТЕРМИНОЛОГИЯ

Гольф – увлекательная игра, в которой не последнее место занимают стратегическое мышление, целеустремленность и усердие, сочетающиеся с толерантностью и размеренностью. Рассмотрим основные термины и определения, используемые в гольфе.

Удары

  • СВИНГ (swing) — основное движение удара всеми клюшками, кроме паттера. Свинг состоит из отведения клюшки (замаха), движения вниз, непосредственно удара и завер¬шения.
  • ДРАЙВ (drive) — удар драйвером.
  • ДРО (draw) — удар, при котором мяч вылетает правее, но в конце незначительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой).
  • ПИТЧ (pitch) — недалекий удар с высокой траекторией, после которого мяч почти не катится.
  • ПУЛ (pull) — удар, после которого мяч вылетает левее цели (для игрока с правосторонней стойкой).
  • ПУШ (push) — удар, после которого мяч вылетает правее цели (для игрока с левосторонней стойкой).
  • ПАТТ (putt) — катящийся удар, выполняемый на грине.
  • СЛАЙС (slice) — удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой).
  • ФЕЙД (fade) — удар, при котором мяч вылетает левее, но в конце незначительно отклоняется вправо (для игроков с правосторонней стойкой).
  • ХУК (hook) — удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой).
  • ШЕНК (shank) — удар «пяткой» клюшки, после которого мяч летит в сторону.
  • ЧИП (chip) — невысокий короткий удар, после которого мяч прокатывается на относи¬тельно большое расстояние; обычно применяется при игре в непосредственной близости от грина.

Клюшки

  • АЙРОН (iron) — клюшка с металлической плоской головкой. Стандартный набор ай-ронов включает в себя клюшки с номерами с 3-го по 9-й, а также питчинг-ведж и сенд-ведж.
  • ВУД (wood) — клюшка с большой округлой головкой. Обычно в бэге игрока три вуда: № 1 (драйвер), № 3 и № 5. Используются для выполнения дальних ударов. Чем больше номер клюшки, тем короче шафт и больше угол наклона ударной поверхности.
  • ДРАЙВЕР (driver) — также вуд № 1, клюшка для самого далекого удара, имеющая наименьший угол наклона головки и самую длинную ручку.
  • ПИТЧИНГ-ВЕДЖ (pitching wedge, PW) — клюшка айрон, следующая в наборе после номера 9.
  • СЭНД-ВЭДЖ (sand wedge, SW) — клюшка айрон, следующая в наборе после питчинг-веджа. Чаще используется для выбивания мячей из бункеров.

Счет

  • ПАР (par) — условный норматив, постоянно используемый для подсчета результата и оценки уровня игроков. Пар — это количество ударов, которое гольфист должен совер¬шить на одной лунке или на всем поле при удачной игре. Пар одной лунки определяется так: считается, что если расстояние от ти до грина не больше 200 метров, игрок должен попасть на грин одним ударом, если оно не больше 400 метров — двумя ударами, а если больше — то тремя ударами, Если мяч попал на грин, хорошим результатом считается попадание в лунку с двух ударов. Таким образом, первый тип лунок будет называться «пар 3», второй — «пар 4», а третий — «пар 5». Сумма паров всех лунок и составляет общий пар поля (как правило, равный 72 для стандартного поля в 18 лунок). Понятно, что игрок может показать результат и выше и ниже пара. Соответственно, его результат будет иметь знак «+» или «-». Например, если игрок на лунке длиной 150 метров сделал 5 ударов, то его результат можно назвать «плюс 2» (количество ударов 5, минус пар лунки 3).
  • АЛЬБАТРОС (albatross) — количество ударов на одной лунке, на три удара ниже, чем пар этой лунки (на лунках с пар 5)
  • ВЕРДИ (birdie) — количество ударов на одной лунке на один меньше чем пар.
  • БОГГИ (bogey) — количество ударов на одной лунке на один больше чем пар.
  • ДВОЙНОЙ (тройной, четверной БОГГИ) — количество ударов на одной лунке на два (три, четыре) больше, чем пар.
  • ИГЛ (eagle) — количество ударов на одной лунке на 2 удара ниже, чем пар этой лунки.
  • ХОЛ-ИН-УАН (hole-in-one) — Попадание в лунку ударом с ти с одного удара. Бывает очень редко, вероятность попадания у «среднего» игрока 1 к 46 000. Иногда на соревно¬ваниях за это устанавливают специальные призы.

Поле

  • БОКОВАЯ ВОДНАЯ ПРЕГРАДА (lateral water hazard) — преграда обозначенная крас¬ными колышками.
  • БРЕЙК (break) — специально сделанный наклон грина, благодаря которому мяч при ударе отклоняется в сторону.
  • БУНКЕР (bunker, sand trap) — песчаная ловушка, специально сделанная на поле чтобы усложнить задачу игрока. Бункеры могут быть расположены на фервеях или рядом с гринами.
  • ВОРОТНИК (collar) — участок поля вокруг грина, постриженный короче фервея, но выше грина.
  • ГРИН (green) — участок с самой короткой травой непосредственно вокруг лунки.
  • ДИВОТ (divot) — кусок дерна выбитый при ударе.
  • ЛУНКА (hole) −1- углубление в грине, в которое загоняется мяч; 2 — целиком одно игро¬вое поле от ти до грина включительно.
  • МАРКЕР (marker) — 1 — кружок, отмечающий положение мяча на грине; 2 — счетчик, судья, считающий удары игрока.
  • ПАТТИНГ-ГРИН (putting green) — тренировочная площадка.
  • ПРЕГРАДА (hazard) — элемент игрового поля, специально сооруженный или умышле¬но оставленный на нем (бункер, водная преграда), чтобы затруднить игру.
  • ПРЕПЯТСТВИЕ (obstruction) — предмет, мешающий игроку выполнить удар, который не должен находиться на поле по замыслу архитектора. В соответствии с правилами игрок имеет право убрать мешающее ему препятствие или перенести мяч в другую точку.
  • ПРЯМАЯ ВОДНАЯ ПРЕГРАДА (regular water hazard) — преграда обозначенная желтыми колышками.
  • РАФ (rough) — участок высокой травы специально оставленной по бокам от фервея. Мяч попавший раф значительно труднее выбить.
  • ТИ (tee) — 1 — подставка из дерева или пластмассы, на которую разрешается ставить мяч, чтобы выполнить первый удар на каждой лунке; 2 — площадка на поле (обычно приподнятая) откуда начинается игра на каждой лунке.
  • ФЕРВЕЙ (fairway) — участок с травой средней длины, занимающий большую часть игрового поля между ти и грином.

Прочее

  • БЭГ (bag) — сумка для клюшек.
  • ГРИНКИПЕР (greenkeeper) — служащий, ухаживающий за газоном поля.
  • КАР (car, buggy) — небольшой электрический или бензиновый автомобиль для пере¬движения по полю.
  • КЭДДИ (caddy) — помощник игрока, который носит его клюшки и имеет право давать ему советы по ходу игры.
  • МАРШАЛ (marshal) — официальное лицо на поле, следящее за скоростью игроков и соблюдением ими этикета.
  • МАТЧ (match play) — матчевая игра. Один из двух основных видов состязания в голь¬фе, при котором результат подсчитывается отдельно на каждой лунке, а побеждает голь-фист, выигравший больше лунок.
  • ПГА (PGA) — Ассоциация профессиональных гольфистов, объединяющая инструкто¬ров (клубных профессионалов) и гольфистов, постоянно играющих в Туре (турнирных профессионалов). ПГА существуют во всех странах, развивающих гольф, в том числе и в Казахстане.
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТУР (PGA Tour) — цикл профессиональных соревнований, проходящих в течение года. Гольф — единственный вид спорта, где существует не один ( как, например, в теннисе), а несколько профессиональных Туров. Самые большие среди них: мужские — американский (иногда его называют просто Туром), Европейский, австрало-азиатский; женские — американский и европейский. Кроме них существуют Туры для вете¬ранов и молодых игроков.